О международном дне борьбы с коррупцией и роли органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Уже на протяжении многих лет 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Международный день борьбы с коррупцией отмечается по инициативе Организации Объединенных Наций.

В это день, 9 декабря 2003 года в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной ассамблеей ООН 31 октября 2003 года).

Именно 9 декабря 2003 годав городе Мерида (Мексика) данная Конвенция подписана от имени России на основании распоряжения Президента Российской Федерации. Далее она была ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года№ 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и вступила для нашей страны в силу 8 июня 2006 года.

Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней.

Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года. Россия ратифицировала конвенцию в марте 2006 года.

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, является углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

Противодействие коррупции – деятельность, в том числе организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Одним из основных принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Коррупция имеет много разновидностей: взяточничество, незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления, кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи), оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды.

Термин «Коррупция» латинского происхождения (corruptio), что обозначает - подкуп, порча, упадок. Понятие коррупции отражает процессы, происходящие в системе государственно-служебных отношений, подверженных целям наживы. Первоначально имеет место подкуп должностных лиц органов власти, служащих, обладающих соответствующими полномочиями. Этими действиями умышленно причиняется вред нормативно-урегулированным общественным отношениям что в конечном итоге приводит к упадку в экономике, социальной, политической сферах, вызванному деформацией общественных отношений в целом.

В вопросах противодействия коррупции задействованы активно органы прокуратуры РФ. Генеральной прокуратурой Российской Федерации внимание уделяется начиная с 1996 г., а с 2007 г. противодействие проявлениям коррупции становится одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции», с одной стороны, констатируется создание «прочной зако¬нодательной базы для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающей международным стандартам», с другой - по-прежнему отмечается высокий уровень распространенности коррупции.

Нормативно-правовую базу законности составляют не только законы, но и вся совокупность действующих в обществе норм права и основанных на них правоприменительных актов.

Специальный закон в рассматриваемой сфере - это Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором определены направления государственной антикоррупционной политики, меры по профилактике коррупции, основные требования к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, виды ответственности за коррупционные правонарушения.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» закрепил понятие о коррупции. Так, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде: денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Другой закон, связанный с противодействием коррупции и непосредственно направленный на ее профилактику, − это Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Органами прокуратуры при осуществлении надзорных мероприятиях проверяется исполнение указанных законов, а также законность нормативных правовых актов органов государственной и муниципальной власти и их проектов, на соответствие их законодательным актам о противодействии коррупции. Например, акты о порядке уведомления о фактах склонения служащих к коррупционным правонарушениям, правовые акт муниципальных образований об образовании комиссии по урегулированию конфликта интересов и другие акты.

Ряд федеральных законодательных актов, которые прямо не посвящены регулированию вопросов противодействия коррупции, тем не менее содержат антикоррупционные нормы, призванные предупредить коррупцию в той или иной сфере общественных отношений. Например, Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающие определенные обязанности служащих и границы их правового поведения при несении службы.

Реализация законодательных положений о противодействии коррупции осуществлена в ряде указов Президента Российской Федерации. Существует также региональный уровень антикоррупционного законодательства, основу которого составляют законы субъектов Федерации.

Наиболее типичные выявляемые органами прокуратуры нарушения, допускаемые государственными и муниципальными служащими, это: - использование служебного положения в личных корыстных целях, в том числе при распоряжении государственной и муниципальной собственностью, - учреждение коммерческих структур с незаконным использованием государственного и муниципального имущества; - обеспечение привилегированного положения отдельным хозяйствующим субъектам.

Кроме того, имеются федеральные законы, которые предусматривают ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе за коррупционные преступления. Это Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации. Дача и получение взятки уголовно наказуемы.

Ответственность за дачу взятки предусмотрена ст. 291 Уголовного кодекса РФ, за пособничество во взяточничестве - ст. 291.1 УК РФ, получение взятки - ст. 290 УК РФ.

Информацию о нарушениях коррупционной направленности и о фактах склонения к даче взятки и получения взяток, призываем сообщать путем направления сообщений и заявлений по адресу: г. Невель, ул. Герцена д. 16 (Невельская межрайонная прокуратура Псковской области).