Социальная педагогика: вопросы и ответы


Накануне нового учебного года мы встретились с социальным педагогом Усвятской средней школы Татьяной Шалагиновой, которая третий год работает в направлении социальной адаптации учащихся и побеседовали о системе работы в школе по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.

Основная цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

- Какие задачи вы ставите перед собой в ходе работы?

Задачи я ставлю перед собой следующие:

– Во-первых, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Конечно предстоит заниматься обеспечением защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и оказывать педагогическую поддержку каждому нуждающемуся в этом ребенку.

- С чего начинается ваша работа с подростком?

- В своей работе я придерживаюсь следующего алгоритма:

Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Кроме этого выявить проблемных детей помогает и различная диагностическая работа (анкеты, тесты, наблюдения).

Когда выявлены учащиеся, которым необходима помощь, проводится диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации.

С помощью диагностических методик происходит:

• выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, отстающих в учебе (каждую четверть я корректирую списки неуспевающих, которых заношу в специальную таблицу, это помогает не потерять ни одного неуспевающего и вовремя оказать ему помощь);

• изучаю положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях;

• выявляю интересы, способности и склонности ученика, с целью привлечения их в различные кружки и секции;

• стараюсь узнать контакты ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика;

• выявляю уровень социального благополучия ребенка.

Конечно, во всём этом огромную помощь мне оказывают классные руководители.

Далее разрабатывается план педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально-опасном положении. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, классные руководители, педагоги школы и другие службы сопровождения.

На каждого несовершеннолетнего, находящегося в социальноопасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

Кроме этого большое внимание уделяю реализации индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение поведения учащегося, его отношения к учебе, отсутствие правонарушений и нарушений дисциплины. Благодаря совместной работе всего педагогического коллектива и районных служб сопровождения несовершеннолетних с учета в КДН и ГДН в 2017 году было снято пять несовершеннолетних

- Какую работу вы проводите с учащимися, пропускающими учебные занятия?

В школе проводится огромная профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия. Разработано Положение о предупреждении пропусков уроков и опозданий.

Ежедневно классные руководители, социальный педагог и администрация школы ведут мониторинг посещаемости учениками уроков. Учащиеся, которые пропускают уроки по неуважительной причине заносятся в специальный бланк. Если не удается выяснить причину отсутствия ребёнка в школе при обращении к родителям, начинаем поиск ребенка совместно с социальным педагогом «Центра социального обслуживания Усвятского района» или с сотрудником полиции. Я очень благодарна этим службам, потому что они ни разу не отказали мне в помощи. С учащимися, систематически пропускающими учебные занятия, ведется работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, ведется правовое просвещение детей и их родителей, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами КДН, сотрудниками полиции (по мере необходимости).

- Расскажите о Совете по профилактике правонарушений

Так же в школе в согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности” сформирован Совет по профилактике правонарушений, который организует и проводит работу с учащимися и их родителями.

Рассматриваются персональные дела учащихся, анализ профилактической работы по персональным делам учащихся; анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах и другие. Часто рассматриваются дела учащихся по просьбе классных руководителей, что помогает избежать или предотвратить дальнейшие правонарушения и нарушения дисциплины несовершеннолетними.

- Какую работу вы проводите с семьями, находящимися в социально-опасном положении?

- Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы:

• индивидуальные беседы,

• посещение семьи,

• привлечение необходимых специалистов,

• вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,

• организация каникулярного и летнего отдыха детей.

Вся проводимая мною работа фиксируется с специальном журнале учета работы социального педагога, где фиксируется не только проблемная ситуация, а также проведённая работа, но и результаты этой работы.

Все профилактические беседы, которые проводятся с классом, фиксируются в специальном журнале, где отражена тема беседы, дата и подпись каждого учащегося. Жаль, что несовершеннолетние знают свои права и обязанности, но не всегда их соблюдают.

Конечно, я перечислила только основные моменты своей работы.

В процессе деятельности я работаю в тесном контакте с различными ведомствами: полицией, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, центром социального обслуживания. Партнерские отношения со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает влияние множество факторов. Считаю, что данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности.

Беседовала А. Суурморо

"Новая жизнь"