Раскопки на Юрьевых горах принесли много неожиданного


Алёна Ходченкова

Об итогах научной экспедиции я беседовала с её руководителем кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Отдела славяно-финской археологии института Истории материальной культуры Иваном Еремеевым.

- Иван Игоревич, как вы можете подытожить проведённую работу?

- Главный итог нашей работы – исследован не только культурный слой, не только поселение, но и дохристианский некрополь. (некро́поль — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище, расположенное на окраине древних городов. Википедия).

- В сроки уложились?

- Мы задержались дольше, чем думали. Планировали работать два месяца, а получается уже два с половиной. Дело в том, что нам пришлось копать фактически два разных памятника. То есть оказалось, что постройки двенадцатого века – они стоят на курганном могильнике. В какой-то момент языческий некрополь - где, видимо, справлялись какие-то языческие ритуалы - был снивелирован в двенадцатом веке. Курганы были срыты и поверх поставлены крепость и постройки.

- Зачем это было сделано?

- Княжеская власть она была аффилирована (аффилированный — присоединенный. Википедия) с церковной, и было принято, видимо, вот такое решение – уничтожить старое кладбище, дохристианское, полностью. Поэтому там срытые курганы, на них поставлены дома двенадцатого века. Просто срывалась вершина кургана и сверху ставился сруб.
После того, как мы сняли культурный слой 12 века, нам пришлось раскапывать курганы с погребениями более раннего времени. Поэтому получилось так долго.

- Это стало неожиданностью?

- Это была довольно частая практика на Руси, когда город расширялся, и требовалось стереть память о языческих временах, то курганы сносились. Так было в Киеве, так было в Пскове. Видимо, и в Усвятах тоже что-то подобное происходило.

- Расскажите о том, что вы здесь нашли.

- Находок немного: это были кремации - кальцинированные кости, измельчённые, просто рассыпались по поверхности и сверху насыпался курган. Есть следы тризн. (три́зна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Википедия) Груды костей лошадиных и коровьих. Какие-то поминальные обряды там, на краю более раннего поселения, происходили. Вот такая картина открылась. Очень сложная. Считалось, что курганный могильник Усвят уничтожен. Оказывается, что какая-то часть его сохранилась, и достаточно неплохо.

- А те могильники, которые находились вдоль берега, который ближе к кладям?

- Там как раз непонятно, что осталось, так как они в конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого века были срыты бульдозером.

- Какие находки можете выделить?

- В общем, находки, обычные. Вы сами видите: керамики тут кучи. Обычная городская культура двенадцатого-тринадцатого века, стеклянные браслеты. Бронза.

- Всё это не раньше двенадцатого века?

- Культурный слой мы копали не раньше двенадцатого. Даже, может быть, не очень ранний двенадцатый. Я бы сказал – середина двенадцатого века.

Несколько построек этого времени раскопано. Одна полностью попала в раскоп, и две – частично. В одной из них - видимо, было зернохранилище – куча обугленного зерна и два железных наконечника рал (ра́ло или орало — земледельческое орудие, близкое к плугу, основная функция которого — рыхление почвы. Википедия). То есть маленький такой кладик земледельческих инструментов. Коса, два наральника – это то, что определяется пока – и ещё груда спёкшегося железа. Видимо, там ещё какие-то инструменты, но в очень плохом состоянии.

- Обугленные. Значит, был пожар?

- Да, это был пожар, который уничтожил собственно поселение. Там было несколько пожаров. И в последнем поселение уже погибло. Он плохо прослеживается, потому что распахан. Было, видимо, ещё несколько более ранних. Любой город древнерусский горел достаточно часто.

- Одной из находок стал гребешок с надписью.

- Эта надпись нечитаема. Её должны смотреть филологи. Толи это какая-то аббревиатура, а может быть, человек просто видел где-то буквы, видел, как кто-то пишет и пытался что-то подобное воспроизвести. С этим надо разбираться, грамотный это писал человек или неграмотный – пусть скажут филологи.

- Им будет это легко понять?

- Поймут, конечно. Специалист, который всю жизнь этим занимается, древнерусской палеографией, сразу скажет, есть ли какой-то смысл в этом наборе букв, или это просто случайная череда знаков.

- Нынешние раскопки – не последние на территории Усвят?

- У нас трёхлетний проект. Это только первый год, и он достаточно удачный. Принёс интересные результаты. Есть все основания надеяться на следующий год, по крайней мере, мы планируем продолжить.

- Только на Юрьевых горах?

- Хотелось бы более широко поработать в Усвятах, на других городищах, в первую очередь на Замковой горе. Потому что в этом году наши такие широкие планы не осуществились из-за того, что были обнаружены эти курганы. Все силы ушли на разборку погребений. Это очень сложное дело, потому, что эти кальцинированные косточки надо собирать все вместе. Там явно не только останки людей, но и сожжённые животные, домашние, может быть дикие.

- Что дальше будет с этими костями?

- Теперь будут работать уже антропологи, зоологи. Будут разбирать, просеивать все эти несколько килограммов измельчённых косточек из погребения.

- Неужели по крохотному фрагменту можно видеть, кому кость принадлежала?

- Конечно, даже я могу сказать, что кроме человека здесь присутствует, например, птица, рыба.

- Скелетов не нашли?

- Нет, это языческое кладбище, у них было трупосожжение. Но на Юрьевых горах действительно есть кладбище христианское. И раньше на пашне находили кости. Это всем известно, ещё с девятнадцатого века, и до сих пор, если походить. Даже я в девяностых годах эти кости видел на пашне. Но какого оно времени – непонятно. Оно может быть достаточно недавним.

- Но вы искали совсем не могильники?

- Нашей целью был древнерусский город, детинец. Там действительно оказались укрепления. Мы вскрыли несколько бревенчатых срубных клетей, заполненных песком. Этакие горы, которые служили основанием для вала. Поверх вала шёл какой-то тын.

- Укрепление с какой стороны города?

- С напольной стороны, как говорят археологи. То есть, со стороны озера – там обрыв крутой, а вот с напольной стороны – был вал, построенный вот таким образом.

- Вы знаете, это очень интересно – узнавать столько нового про место, которое с детства знаешь, как свои пять пальцев, и не предполагал, что здесь была настолько насыщенная жизнь.

- Археологи уже давно проявляют интерес к этому месту. Там первые раскопки были у Станкевича в пятидесятых годах. В восьмидесятых там работали археологи из Эрмитажа. А легенда о том, что на Юрьевых горах был город – это же ещё Сапунов писал, в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Вот мы, наконец, имеем возможность её проверить.

- Может, найдёте и церковь, которая так же по легендам, стояла на Юрьевых горах.

- Конечно, в любом древнерусском городе должна была быть церковь. И скорее всего, не одна. Я думаю, что где-то она стоит, ждёт своего часа. По крайней мере, даже если она была деревянная, то в раскопе она будет узнаваема.

- Как вы её отличите от обычного дома?

- Ну, во-первых, в ней не будет так много находок, допустим – битых горшков. Это определённым образом построенное здание. То есть, там должна быть апсида (апси́да, абси́да — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Википедия), где совершались богослужения. Должно быть центральное помещение для прихожан, нартекс – это пространство перед входом. Кроме того, она не должна быть в плотной застройке, вокруг должно быть пространство для каких-то служб, которые совершаются вне храма, площадь.

- То есть, эта находка возможна?

- Всё будет понятно со временем. Для этого нужны годы раскопок. Пока у нас впереди два года. Кроме того, проект может быть и продолжен. Микляев, например, здесь копал тридцать лет, с шестидесятых годов. Основная, так сказать, база у него была в Усвятах, здесь жили краеведы, с которыми он поддерживал отношения. А так он вёл раскопки по всему Усвятскому району, а также в Смоленске, Куньинском районе.

- В следующем году вы продолжите начатое на Юрьевых горах?

- Главный объект - это Юрьевы горы. Ну и по возможности будем работать в Усвятах, в планах – Замковая гора.

- Раскоп этого года по окончанию работ закапывается?

- Раскоп закопаем, так требует методика раскопок. Стенки его нужно присыпать, чтобы они не обвалились, как говорят – законсервировать. Вручную это сложно, поэтому в помощь нужен трактор.

- Есть один участник экспедиции, который органично вписался в ваш коллектив и стал всеобщим любимцем. Это ваш рыжий Кот.

- Кот хорошо пережил первое в своей жизни путешествие. Безумно счастлив. Освоился не только в здании, но и на всей Замковой горе. Скоро поедет домой. Конечно, дома ему будет скучно.

Во время нашей беседы он вальяжно раскинулся неподалёку, время от времени приоткрывая один глаз – следил за ситуацией.

Я не стала больше отвлекать Ивана Игоревича, ему предстояло еще масса работы. Нужно было упаковать находки, решать некоторые организационные вопросы. Возможно, в следующем году мы встретимся вновь, и он снова удивит нас, раскрыв новую тайну древней Усвятской земли. 

http://smi60.ru/novaya_zhizn